Понятие и сущность тревоги

Исходные понятия страхов Страх является защитной реакцией человека на опасность и может не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. Однако при неврозах люди не оказывают сопротивления страху: Ребенок не может ничего делать самостоятельно, взрослый теряет уверенность в себе, развивается неестественная, вплоть до патологической, зависимость от одобрения окружающих. При этом ребенок лебезит, заискивает или заикается, без конца просит прощения, прячет глаза, хочет, чтобы его водили за ручку, как маленького, беспомощного, целиком зависящего от благожелательного отношения взрослых. Это особенно заметно на приеме, когда дети, даже подростки, не могут занять себя, оставшись в одиночестве. Им не приходит в голову почитать, поиграть, просто посмотреть, что находится вокруг игрушек и книг более чем достаточно.

ТРЕВОЖНОСТЬ, ТРЕВОГА, СТРАХ: РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

В страхе и в опасности мы более склонны верить в чудеса. Цицерон Никогда и ничего не надо бояться. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности.

С другой стороны, психологические знания Древерман ни давали страху[2] , в любом случае кажется, что страх указывает на «несоответствие . процесса преодоления страха используется понятие «защитных.

Коррекция детских страхов методами арт-терапии дипломная работа 1. Причины возникновения детских страхов В настоящее время проблемы детских страхов исследуются множеством ученых, что обусловлено тем, что наличие страхов может явиться причиной нарушения личностного развития в дошкольный период. Ученые разных наук неоднократно предпринимали попытки дать трактовку понятию"страх". Фрейд в качестве страха рассматривал состояние аффекта, объединение соответствующих ощущений с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия.

По мнению Овчаровой, страх является эмоциональным отражением в сознании индивида конкретной угрозы для жизни и благополучия. Ярошевскому, страх можно определить в качестве эмоционального состояния, формирующегося в ситуациях угрозы биологическому либо социальному существованию, ориентированное на источник опасности, действительной или воображаемой [25, с. Захаров страх считал фундаментальной эмоцией, вырабатывающейся на воздействие потенциально угрожающего стимула, ученым страх рассматривался в качестве естественного сопровождения развития человека.

Захаров классифицировал страхи по характеру природные, социальные, ситуативные, личностные , по степени реальности реальные и воображаемые , по степени интенсивности острые и хронические. Крайгу, страх является эмоцией, способствующей научению, если проявляется в мягкой форме. Выготский рассматривали страх как одну из сильнейших эмоций человека. Эмоция страха обусловлена защитным характером, основана на самосохранении [25, с. Павлов страх считал проявлением естественного рефлекса, как пассивно-оборонительную реакцию.

Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста Дипломная работа: Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста Содержание Глава 1. Проблема переживания страхов в младшем школьном возрасте 1.

Тревога возникает как ответная реакция на несоответствие который один из первых разграничил понятия страха и тревоги.

Возрастные особенности переживания страха. Факторы, влияющие на возникновение страха Глава 6. Методы коррекции страха Заключение Аннотация Тема курсовой работы: Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам.

Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности. Страх - это эмоциональное состояние, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее, совсем не просто объяснить, что же такое страх по своей сути. Цель данной курсовой работы: В соответствии с поставленной целью и задачами было изучено:

Статья по психологии «Психологические особенности детских страхов»

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Подавляющее большинство страхов, в той или иной степени, обусловлены особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, чаще всего, исчезают бесследно, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления.

Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит об ослабленности нервной системы ребенка.

Общая характеристика понятий страха и фобии . страх ответственности, страх позора, несоответствия нормам; .. Избранный способ действия должен соответствовать структуре психологического конфликта.

Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Подавляющее большинство страхов, в той или иной степени, обусловлены особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, чаще всего, исчезают бесследно, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит об ослабленности нервной системы ребенка.

Страх — это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Основатель психоанализа австрийский психиатр З. Занимаясь изучением проблем своих маленьких пациентов, Фрейд подчеркивал, что многие из них одержимы фобиями. В течение месяцев или лет эти фобии ослабевают и кажутся излечимыми, но в зрелые годы могут проявиться уже в виде устойчивых неврозов.

Неврозами Фрейд называл иррациональные формы поведения, когда человек при столкновении с проблемой не может преодолеть ее обычным способом, но не теряет при этом контакта с реальностью. Эбермин — австрийская писательница и психотерапевт в своих работах показывает, что увидеть взаимосвязь неправильного поведения и невроза страха и принять меры к своевременному преодолению этого страха, часто означает оказать помощь ребенку в жизненной потребности.

Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха:

Таблица №1

Понятие страха в современной детской психологии Проблема переживания страхов в младшем школьном возрасте. Понятие страха в современной детской психологии Страница 5 Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

С трах смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них в сравнении с мальчиками инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страхам смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

В статье дано определение понятия страха, рассмотрены в страхе «быть не тем», страхе несоответствия и неодобрения, страхе.

Психолог Кременчуг Здраствуйте Антонина! Вы правы работа психологом очень ответственна, поэтому рекомендовала бы Вам начать обучение в какомто направление практической психологии появятся практические навыки и уверенность в себе появится. Другой вопрос в том, что Вам даст решение чужих проблем Что Я получу? Что Вы чуствуете когда комуто помагаете? И как справляетесь со своими вопросами? Это вопросы для самоанализа.

А пробовать всегда стоит? Какой бы ни был опыт, это опыт. Ваше желание очень даже и хорошее. Но Вы должны понимать, что обучение в ВУЗе, а тем более заочное ревльных и практических знаний о помощи другим людям, к сожалению, Вам не даст. Выбрать тот метод психотерапии, который Вам наиболее близок, в котором Вы будете в дальнейшем развиваться. Записаться и пройти обучающую программму по данному методу, где Вы получите практические знания по профессии. Для этого нужна личная терапия для повышения Вашей осознаности.

Психологическая лаборатория Литвиновой

Клинический психолог, психолог-консультант, Зарегистрирован: Москва Определение страха и его проявления Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер.

человеком реального или мнимого несоответствия его поступко тех психологических аспектов страха и его роли в регуляции ответственного . В теории управления существует понятие организационных страхов, которые.

При этом все богатство человеческих переживаний можно разделить на две противоположные группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к тому, что нравится. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного или вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх.

Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, - это объекты страха. Мы уже не боимся грома и молнии, затмений солнца и других небесных тел, относясь к ним просто как к интересным явлениям природы. Сегодня мы испытываем страх перед угрозой новых болезней, терроризмом, возможными несчастными случаями на транспорте, страх старости, бедности и одиночества [9].

Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Б. Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности. Существенными характеристиками страха, по его мнению, являются, во-первых, связанность с модусом страдания, то есть со злом, и, во-вторых, представленность его в будущем как нужды, потребности в преодолении будущего зла.

Одни исследователи определяют страх как психическое, эмоциональное состояние, другие как чувство, эмоцию, ощущение и, наконец, пассивно-оборонительную реакцию.

Понятие страха в современной детской психологии

Биологической обусловленности онтогенеза эмоций Ч. Эмоции - врожденные, наследственно заданные стереотипные реакции организма, биологически обусловленная генетическая программа. Невозможность целенаправленного влияния на эту сторону психической жизни, ограничение внешних факторов и педагогического влияния на эмоциональную сферу ребенка Социальной обусловленности онтогенеза эмоций Э. Любые эмоциональные проявления детей - результат предварительного научения, воздействия социального окружения.

Долгое время феномен страха рассматривался с психологической точки . словарях доминирует психологическая рефлексия страха, понятие страх как бы . выражающее осознание человеком своего или чужого несоответствия .

Тревога же, как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники, семья. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Рассмотренные ранее страхи не успеть, опоздать и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников — тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте. Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умения оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности.

Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности [33, с. Начало посещения школы подводит своеобразную черту под концепцию жизни и смерти, превращая последнюю как уже пережитое чувство в единую концепцию жизни.

Новая социальная позиция школьника способствует переключению внимания на более конструктивные цели.

Тревожность: как это понятие трактуется в психологии

Защитные механизмы и совладающее поведение 9. Эмоции и их функции в жизни человека Эмоции - действующее лицо больших драм. Они - повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой.

Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы Даффи, Линдсей полагают, что можно обойтись без самого понятия"эмоция", заменив его термином"активация".

межличностных связей, страх несоответствия ожиданиям окружающих. Понятием психологического благополучия исследователи стали.

В современном словаре по психологии под редакцией В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное эмоционально заострённое , отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [17]. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого [1]. Захарова, страх — это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности [5].

Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль.

Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [8]. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте:

Михаил Лабковский - Страхи, фобии, панические атаки