Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Апология и критика техники в культуре: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии.

Технофобия – это восприятие технических действий и объекто угрозы для такое настроение отнесли к разновидности социального пессимизма.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический. При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение.

Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы. В техническом мировоззрении техницизме на уровне аксиом полагается, что общественный человек есть порождение универсума — мирового механизма; значит, человечество полностью обусловлено таким механизмом, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек — общество — природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма.

Техника же в таком случае встраивается между механизмом мира и человеком в качестве фактора, тотально детерминирующего человеческую жизнедеятельность, т. Такие соображения в зачаточном варианте появлялись на протяжении всей доиндустриальной истории цивилизации, но стали теоретически оформляться в конце века, тесно переплетаясь с техническими утопиями.

Например, в работах Анри К. Сен-Симона - — , а именно:

Развившаяся из профилософии протофилософия техники также представлена двумя направлениями, одно из которых получило название философии производственников фабрикантов , или инженерной философии техники, другое — гуманитарной философии техники. Основанием производимого деления служит формальный критерий приверженности того или иного представителя философии техники узко технологической или более широкой культурологической программе теоретико-мировоз-зренческого исследования и решения проблем техники.

Первые представители технологической программы в протофилософии техники выполняли задачу различения и систематизации технической деятельности, что считали необходимым для получения содержательного определения понятия технология.

Предложения со словом «технофобия»: Существуют даже специальные термины: технофобия, технический пессимизм. (все предложения).

История формирования философии техники: Основные направления философии техники. Ответ от Калининой Н. Философия техники — это установившееся название одного из направлений современной философской науки, призванного исследовать: Философия техники — направление социально-философских и научно-технических исследований, связанных с выявлением и изучением различных аспектов философских, исторических, социальных, культурологических и др.

Выделяются несколько соответствующих исторических школ. Именно в рамках этого направления появились первые работы, анализирующие феномен техники. Одной из первых считается работа Э.

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы

Этика и эстетика Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина - философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Технические знания древности и античности до V в. н. э. 3. . Технофобия как крайнее проявление технического пессимизма. Феномен техники в.

Это открытие изменило мир. Как соучастники мы несем ответственность. Страусиная политика уже становится немыслимой, принцип свободы действий смертельным. Оцениваться, однако, может лишь известное. Эти знания, однако, должны быть достоянием общественности, если необходимо добиться социального признания. Конечно, общественное сознание сильный двигатель политического развития.

Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности. Алоиз Хунинг

Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т.

тенденциям современного научно-технического прогресса. Безоглядному оптимизму и его антиподу – пессимизму, технофобии противостоят другие.

В группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К году разрушение машин стало настолько распространённым, что парламент назначил наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями. Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников [2].

Эти чувства выражались, например, в романтизме. После Второй мировой войны боязнь технологий продолжила расти, во многом по причине бомбардировок Хиросимы и Нагасаки [ источник не указан дней ]. Во время холодной войны , имея ядерное оружие , люди стали задумываться: В эпоху после окончания Второй мировой войны появилось движение энвайронментализма охраны окружающей среды. Первая международная конференция по загрязнению воздуха была проведена в году, а в х исследования содержания свинца в бензине вызвали гнев защитников окружающей среды.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой.

Технологическая безработица — это потеря рабочих мест, вызванная технологическими . Для пессимистов, технологическая безработица является одним из что технический прогресс приведёт к изменению структуры организации смысле .. революция · Технологические изменения · Технофобия.

Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека. Так возникло две тенденции в понимании взаимоотношения техники и общества — технический оптимизм принятие техники, возвеличивание техники и технический пессимизм технофобия, боязнь техники Эти две тенденции имели многочисленные разновидности, которые то набирали силу, то ослабляли свое влияние в различное историческое время.

Поподробнее о каждом из этих направлений. Оптимизм - течение совр. Сложилось во 2-й пол. В рамках технического оптимизма абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Оптимисты — приверженцы кибертехнологии.

Билет 7. Будущее техники: опасности и перспективы

Смотреть полностью В российской философской традиции в. Например, Николай Фёдорович Фёдоров — считал, что развитие человечества не может и не должно остановиться на технократическом этапе. Подлинная техника — одно из возможных и необходимых средств коррекции природно-социальных недугов человечества, но это не утилитарная техника индустриальной цивилизации, не техника комфорта, а техника генерации глубинных, понятых в космическом масштабе процессов самой жизни.

ТЕХНОфобия (от греч. мастерство, ремесло и фобия) технологический пессимизм, опирающийся на антисциентизм и акцентирующий внимание на .

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников.

Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия. 3 страница

Ценность техники как социокультурный феномен. Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Ценностная проблематика получила название аксиологической. Ценностная ориентация, то есть взгляд на реальность с точки зрения ценностей, является одной из главных форм человеческого отношения к действительности, наряду с познавательным и практическим отношением.

Специфика ценностной ориентации состоит в следующем:

Рассмотрение проблемы технического развития М. Хайдеггером, оптимизм и пессимизм"технического мировоззрения". реферат [

Опыт сущего становится опытом абстрактных рассуждений. Логика формального мышления стала подменять былой опыт теоретизирования. Такой опыт сущего позволил увидеть природу как исчисляемую в соотношениях её элементов для нужд человека. Появляется постав —экспериментальное математическое естествознание и соотвествующая ему техника — другой способ раскрытия потаённого.

Постав — то, что объясняет сущность именно современной техники. В поставе природный материал превращается в источник добычи, захвата, преобразования, накопления и транслирования того, что чувственно не дано — энергии. Техника-постав — не есть техника вписанности в природно-космические процессы, она сама включает в себя технику в виде орудий и человека, который эти орудия применяет.

Человек, вовлечённый в постав, сам поставлен на службу процесса поставления. Современная техника не есть техника для человека, от человека и не может быть объяснена антропологически. Таким образом, техника выводится за пределы человеческой деятельности и объявляется чем-то самостоятельно укоренённым в бытие. Хайдеггер в этом видит опасность, однако считает, что её не избежать. В обострённой форме опасности человек приближается к спасению, но спастись — значит по-новому пересмотреть своё отношение к сущему, возвратиться на новом уровне к поэзису при наличии постава.

Соединение поэзиса с поставом означает возникновение принципиально новых возможностей для человека.

Конспект лекций

Технофобия Технофобия от греч. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего реального исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было бы использовать как во благо, так и во вред человеку.

Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности.

Например, многие философы связывают с техникой и техническим что технический пессимизм или даже технофобия заменяют райские кущи на.

Техника как объект технических наук. Техника — совокупность материальных элементов и их систем , создаваемых человеком на основе природных объектов для удовлетворения социокультурных потребностей; средство и объект предметно-практической деятельности. В результате применения техники реализуется целевая установка индивидуума социума. В процессе применения технических средств решается конкретная производственно-техническая задача.

Именно с помощью технических систем человек воздействует на материальные объекты. Иначе говоря, техника — промежуточное звено между субъектом человеком как решающей производственно-хозяйственной единицей и объектом в качестве которого выступает биосфера.

Jamais Cascio: Tools for building a better world